ПРЕСС-ЧАС

Знаем ли мы свои права?
В этом году отмечают 20-летие российского Закона о защите прав потребителей.
Владимир Китайгородский, главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора, рассказал, что особое внимание сейчас уделяется защите прав потребителей на финансовых рынках. Он сообщил, что часто права потребителей ущемляются, когда люди берут кредит и невнимательно изучают условия кредитного договора. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, нужно запомнить несколько полезных советов.
1.Специалисты Роспотребнадзора настаивают: брать кредит лучше не по месту покупки, а отдельно, в банке, когда всё внимание сосредоточено только на кредитном договоре. Это очень важно, так как нужно хорошо понять все его пункты. При заключении договора в магазине очень много подводных камней — считает Владимир Китайгородский.
2.Вы не обязаны покупать дополнительные услуги. Бывают банки, которые, помимо полной суммы самого кредита, пытаются навязать и другие выплаты (от незначительных до серьёзных), например, комиссию за выдачу наличных, за страхование жизни или ведение счёта, особенно когда дело касается ипотеки. Однако согласно ст.16 Закона о защите прав потребителей товары, навязанные дополнительно без согласия покупателя, незаконны. А ущемление прав потребителя в этом случае наказывается судом. Также признано незаконным брать плату за информацию о счёте и штраф за досрочное погашение кредита или отказ брать кредит.
3.В случае необходимости потребитель может подать в суд где угодно. Иногда в договор включают так называемый «пункт о подсудности» — условие, что в суд можно подать, например, только по месту покупки. Соглашаться на такое условие совсем необязательно, право потребителя подать иск в любом удобном ему месте предусмотрено законом.
Другого аспекта защиты прав потребителей коснулась главный специалист Отдела по защите прав потребителей городской администрации Валентина Юрченко. Она говорила о правах потребителя, которому продали товар ненадлежащего качества (ст.18).
Делая покупку, не все учитывают, что в течение 15 дней при выявлении дефекта в товаре можно потребовать: заменить товар на качественный аналог той же марки (или другой марки, с перерасчётом цены); бесплатно устранить дефект; вообще вернуть деньги за товар. Это относится к товарам всех видов. А по истечении 15 дней уже нельзя требовать этого для технически сложных бытовых товаров. Их перечень был расширен в ноябре 2011 года и включает множество товаров, в том числе сотовые телефоны, цифровую технику, холодильники, кондиционеры и т.д. Но право вернуть товар или заменить его на новый всё же остаётся, правда, лишь при выявлении существенного недостатка (это дефект, для устранения которого нужно более 45 дней или который после гарантийного ремонта выявился вновь).

,

,

,

,

,

,

,

,