Форма не догма

Общественный Совет по ЖКХ рекомендовал управляющим компаниям и собственникам определённую ежегодную форму отчёта. Для кого предназначена эта рекомендация? Для тех, кто в этом нуждается. Как известно, март-месяц — это время отчёта управляющих компаний перед собственниками (за исключением тех случаев, когда отсчёт времени управления начался с середины календарного года).

Жилищный кодекс РФ ст.162 п.11
«Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год».

Если не­об­хо­ди­мость отчёта сама по себе сом­нений не вызывает (тому порукой ст.162 ЖК РФ), то с его объёмом и формой никакой определённости нет. Ибо, что именно и в каком виде должна представить управляющая компания, в ЖК РФ не указано, совре­менное российское законодательство прин­ципи­ально оставляет это на усмотрение сторон договора управ­ления. Как они договорятся (и зафиксируют в договоре управ­ления) — так оно и будет. К сожалению, слишком часто стороны или забы­вают записать форму отчёта в дого­вор управ­ления (в качестве одного из приложений), или туда не загля­дывают, в резуль­тате потом начи­наются споры до посинения. К счастью, в прошлом году вышло постановление прави­тельства РФ №731 «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления много­квартир­ными домами», оно имеет более широкую сферу применения, чем двусторонние отношения между управ­ляющей компанией и собственниками (под раскрытием информации пони­мается обеспе­чение доступа к ней неограниченного круга лиц, не только собствен­ников), тем не менее, оно тоже может служить ориентиром.
Если управдом выдаст своим подопечным несколько «слепых», ничего не говорящих «цифирок», это будет одна крайность, если же последние захотят проследить «траекторию» каждого своего рубля — это будет другая крайность. Нужна «золотая середина», обеспечивающая при приемлемых (для управдома) затратах на подго­товку отчёта приемлемую (для собственников) «прозрачность» работы компании.
Что, собственно, и попытался — в первом приб­лижении — сделать Общественный совет и предложил вни­манию жуковчан.
Понятно, что фи­нансовый отчёт должен соответ­ствовать плану, а структура показателей должна соответствовать структуре платы жителей. Поэтому в рекомендуемой форме есть графы «Доходы» и «Расходы» и следующие статьи: содержание придомовой территории, вывоз и утилизация ТБО; содер­жание мест общего пользования; техническое обслужи­вание инже­нерных систем; текущий ремонт; услуги управ­ления; ком­мунальные услуги. Внутри каж­дой статьи (за исключением ком­муналь­ных услуг) присут­ствуют такие пока­затели: зарплата, единый со­циальный налог (заметим, что с этого года он увеличился с 26 до 34% фонда оплаты труда, и это стало одной из «движущих пружин» повышения квартплаты - наряду с ростом цен на энер­гоно­сители), стоимость материалов, услуги сторонних организаций, налоги, бан­ковские услуги и, нако­нец, прибыль компании. Они тоже подлежат расшифро­вке, например, в статье «Тех­обслужи­вание» пункт «Услуги сторонних органи­заций» включает: обслуживание лифтов, осви­детель­ство­вание лифтов, страхо­ва­ние лифтов, об­служи­вание приборов учёта, обслуживание систем автоматизации и т.д. Более подробно с ре­ко­мендуемой формой же­лающие мо­гут оз­нако­миться на стра­ничке Об­щест­вен­ного Совета на сайте го­род­ской адми­нис­тра­ции: http://www.zhukovskiy.ru/cms/index.php?option=com_content&task=view&id=8318&Itemid=435.
Оста­лось доба­вить, что эта форма (как и любая форма) — не догма, а ру­ко­вод­ство к дей­ствию, плюс то обсто­ятель­ство, что совершен­ству нет пре­дела - сле­дова­тельно, по мере на­коп­ления опыта и эта реко­мен­да­ция будет ме­няться. Хочется верить, в лучшую сторону.

Юрий ПОЛОНСКИЙ